43 ГОДА НАБЛЮДЕНИЯ: ДВЕ ДИЕТЫ И РИСК ДЕМЕНЦИИ — 5 июля 2026 г. в 18:14:57.094
43 ГОДА НАБЛЮДЕНИЯ: ДВЕ ДИЕТЫ И РИСК ДЕМЕНЦИИ В фокусе нового крупного исследования в авторитетном журнале Alzheimer’s & Dementia – две модели питания: • MedDiet, классическая средиземноморская диета • MIND, Mediterranean-DASH Diet Intervention for Neurodegenerative Delay, [диета, специально адаптированная под профилактику когнитивного снижения] Это не очередной короткий эксперимент “на 12 недель”, а анализ больших проспективных когорт с наблюдением до 43 лет. Что оценивали авторы? • более 130 000 участников • регулярную оценку рациона каждые 2–4 года • риск деменции • когнитивную функцию • субъективное когнитивное снижение Именно длительное наблюдение позволило оценить не разовый “здоровый январь”, а устойчивый пищевой паттерн на протяжении жизни. Ключевые результаты 1️⃣ Риск деменции Высокая приверженность средиземноморской диете ассоциировалась со снижением риска деменции на 21%. Высокая приверженность диете MIND ассоциировалась со снижением риска деменции на 14%. 2️⃣ Когнитивное старение У участников с более высоким качеством питания когнитивная функция соответствовала примерно 0,75–1,59 “меньшим годам” когнитивного старения. Иными словами, речь не только о диагнозе деменции, но и о более медленной потере когнитивного резерва. 3️⃣ Субъективное когнитивное снижение Обе диеты были связаны со снижением риска субъективного ухудшения когнитивных функций примерно на 40–42%. Для клинической практики это особенно важно: пациент часто сначала приходит не с диагнозом, а с жалобами “стала хуже помнить”, “сложнее концентрироваться”, “теряю нить разговора”. ~ ~ ~ ~ ~ Что важно забрать в амбулаторную практику? 1. Начинать правильно питаться имеет смысл и в среднем возрасте Улучшение качества рациона даже в течение 4–8 лет также было связано с более благоприятными когнитивными исходами. Это хороший аргумент для пациентов, которые считают: “Если раньше питалась как попало, теперь уже поздно”. Начинать не поздно! 2. Работает не один продукт, а пищевой паттерн “Иногда съесть брокколи”, или “добавить ягоды к сладкому завтраку”- это не работает! Нужна именно устойчивая модель питания. Для MIND значимые когнитивные преимущества в исследовании становились более заметными примерно при достижении 7 баллов из 15 и выше. 3. MedDiet и MIND работают немного по-разному MedDiet, вероятно, сильнее влияет на поздние клинические исходы через снижение сердечно-сосудистого и метаболического риска. MIND интересна именно как “нейродиета”: в ней отдельно выделены зелёные листовые овощи, ягоды, орехи, бобовые, цельные злаки, рыба, птица и оливковое масло. ~ ~ ~ ~ ~ Клинический вывод Диета не заменяет диагностику, лечение артериальной гипертензии, дислипидемии, сахарного диабета, нарушений сна и депрессии. Но MedDiet и MIND можно рассматривать как важную часть профилактического консультирования у пациентов с: • сосудистыми факторами риска • семейным анамнезом деменции • жалобами на снижение памяти и концентрации • метаболическими нарушениями • пери- и постменопаузальным переходом как периодом роста кардиометаболического риска Питание в этой теме – не “фон”. Это часть стратегии сохранения мозга. О диете MIND подробнее – в следующем посте. #диета #деменция #MIND #MedDiet #когнитивноездоровье Менопауза.PROF Профессия-менопауза. [Продолжение далее...]

