Гранулёматозное воспаление после инъекций — редкое, но значимое осложнение
Гранулёматозное воспаление после инъекций — редкое, но значимое осложнение Важно помнить: это не «обычный отёк», а иммунная реакция на инородное тело. 📌 Как проявляется: • персистирующий или периодический отёк • эритема • уплотнения / узелки Чаще развивается отсроченно — в среднем через несколько месяцев после процедуры. Механизм: организм «изолирует» препарат, формируя гранулёму с участием макрофагов и гигантских клеток. 📌 Профилактика: ✔ не вводить большие объёмы в одну зону ✔ избегать внутримышечного введения ✔ учитывать анамнез (инфекции, травмы) ✔ работать строго в анатомических слоях 📌 Тактика ведения: • кортикостероиды (местно/системно) • мягкий массаж • при отсутствии эффекта — исключение инфекционной природы и назначение антибиотиков • при чётко ограниченных узлах — хирургическая коррекция Почему это важно: гранулёмы — это не ошибка «препарата», а чаще результат техники, объёма и отбора пациента. Сильный косметолог — это не тот, кто не сталкивается с осложнениями, а тот, кто умеет их распознавать и грамотно вести. 💉🧠