Кому положены налоговые льготы и когда можно не платить налоги
Кому положены налоговые льготы и когда можно не платить налоги Рассылка налоговых уведомлений уже началась. Налоги на имущество физлиц и НДФЛ нужно уплатить до 1 декабря. Кандидат юридических наук, эксперт по правовым вопросам в сфере бизнеса, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Оксана Васильева рассказала о правовых основах налоговых льгот. По ее словам, налоговая льгота — это преимущество для отдельных категорий налогоплательщиков по конкретному налогу. Основания и порядок предоставления льгот определяются Налоговым кодексом РФ, а по региональным и местным налогам — также законами субъектов России и муниципальными нормативными актами. Эти положения закреплены в статье 56 НК РФ. Пенсионерам положены льготы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу. По транспортному налогу льгот у пожилых в Башкирии нет. Пенсионеры могут не платить налог на один объект каждого вида: дом или часть дома, квартиру или ее часть, комнату, гараж, машино-место. По земельному налогу им предусмотрен вычет в размере кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади одного земельного участка. Если участок меньше 6 соток, налог за него не платится. После налоговой реформы этими льготами могут пользоваться и предпенсионеры: женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет. «Для физических лиц наиболее распространены льготы по налогу на имущество физических лиц (ст. 407 НК РФ), земельному и транспортному налогам, а также налоговые вычеты и освобождения по НДФЛ (ст. 217–221 НК РФ). Перечень и условия зависят от конкретного налога и основания», — пояснила эксперт. Полного освобождения от всех налогов в законодательстве России нет. Освобождение дают только по конкретному налогу, объекту или виду дохода. Например, в 2026 году участники СВО и члены их семей освобождены от уплаты транспортного налога за 2025 год. Льгота действует на одно транспортное средство. Кроме того, при расчете земельного налога база уменьшается на кадастровую стоимость 600 квадратных метров участка. Также эта категория жителей вправе не платить налог на имущество физлиц — на один объект каждого вида: жилой дом, квартиру или комнату, хозяйственное помещение, гараж или машино-место. В ФНС по РБ уточнили, что налоговые льготы участникам СВО и членам их семей, а также пенсионерам и предпенсионерам предоставляются в беззаявительном порядке. ✅ Оксана Васильева добавила, что федеральные льготы по налогу на имущество физических лиц установлены статьей 407 НК РФ. В общем случае они действуют в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика, если соблюдены условия статьи. Отдельные виды доходов освобождаются от НДФЛ по статье 217 НК РФ. Налоги не начисляются в двух случаях: если у гражданина есть льготы или вычеты, полностью освобождающие его от уплаты, а также если общая сумма начислений составляет менее 300 рублей, кроме определенных случаев. В таких случаях налоговые уведомления не направляются.