Пероральный путь в клинику: тяжелый лекарственный гепатит на фоне терапии СИБР
Пероральный путь в клинику: тяжелый лекарственный гепатит на фоне терапии СИБР 🩺 Клиническая картина Пациентка, 30 лет. Обратилась в пункт неотложной помощи с жалобами на лихорадку до 39,6°C, недомогание и ломоту в теле. Позже присоединились боли в животе, наиболее выраженные в правом подреберье, тошнота и кожная сыпь (зудящие красные пятна). Из анамнеза: за 8 дней до госпитализации начала прием комбинации триметоприм-сульфаметоксазола (антибиотик широкого спектра) и неомицина для лечения СИБР (синдром избыточного бактериального роста в тонкой кишке). При осмотре: выраженная болезненность печени при пальпации (прощупывании). 🧪 Диагностика В анализах выявлено критическое поражение печени: АЛТ — 14 214 Ед/л (норма: 0–35), АСТ — 11 373 Ед/л (норма: 0–35). Отмечена коагулопатия (нарушение свертываемости): МНО — 2,4 (норма: 0,8–1,2). Снижен уровень лейкоцитов — 3,0 K/mm³ (норма: 3,7–10,5) и натрия — 125 мЭкв/л (норма: 135–145). Позже развилось повреждение почек: креатинин — 3,12 мг/дл (норма: 0,51–0,95). УЗИ показало лишь легкий стеатоз (жировую инфильтрацию). Скрининг на вирусные гепатиты и аутоиммунные маркеры — отрицательно. ⚡️ Почему этот случай особенный Это первое описание тяжелого лекарственного поражения печени (DILI) при лечении СИБР. Случай демонстрирует коварство триметоприм-сульфаметоксазола: распространенный препарат вызвал фульминантную (молниеносную) печеночную недостаточность у молодой пациентки без хронических заболеваний. Диагностическая ловушка заключалась в необходимости исключения множества инфекций при экстремальных цифрах трансаминаз. 💬 Человеческая сторона Молодая женщина, пытавшаяся решить проблему с пищеварением, внезапно оказалась на грани трансплантации печени. Страх перед неизвестностью и тяжелое самочувствие выбили её из привычного ритма жизни на месяц. 💊 Диагноз и терапия Финальный диагноз: тяжелое лекарственно-индуцированное поражение печени (DILI) по гепатоцеллюлярному типу, вызванное приемом триметоприм-сульфаметоксазола, осложненное острым повреждением почек. Первым и ключевым шагом стала немедленная отмена подозреваемого препарата. Для гепатопротекции была начата инфузия N-ацетилцистеина (NAC) — метод, который эффективно применяется при отравлениях парацетамолом, но все чаще используется при других формах лекарственного поражения. Для коррекции коагулопатии ввели витамин К. Острое повреждение почек (вероятно, контраст-индуцированное или в рамках гепаторенального синдрома) купировали инфузией бикарбоната натрия. Через 29 дней показатели полностью нормализовались.