Как быть с длящимися договорами, если изменилась налоговая ставка по НДС? И какую ставк...
Как быть с длящимися договорами, если изменилась налоговая ставка по НДС? И какую ставку применять? Помните в 2025 году КС разбирался с этим вопросом, признал пробельность нормы и обязал законодателя внести поправки? Подоспел законопроект 100426-1203640 о внесении изменений в НК на эту тему. Итак, напомню, ситуация: заключили договор, а потом государство «обрадовало» — ввело или повысило НДС. Вспомним динамику развития подходов по этой теме 1️⃣ВС РФ говорил: «Покупатель, плати полную сумму налога сверху цены» 2️⃣Конституционный суд (Постановление № 41-П) сказал: «А вот и нет, так нечестно!» 🖍️Что решил КС (переходный период)? Пока не принят новый закон, поставщик может через суд просить увеличить цену, но не более чем на 50% от суммы нового НДС. Идея: поделить налоговую нагрузку пополам, если покупатель не может взять налог к вычету. 🧐 Что пишут в законопроекте № 100426-1203640 (новые правила)? «Считаем НДС расчётным методом ИСХОДЯ из договорной цены. Никаких доплат. И счета-фактуры не выставляем». Фактически: покупатель платит ровно ту цену, которая в договоре. НДС «сидит» внутри этой суммы 💡Но норма применяется только при одновременном соблюдении 4 условий: 1️⃣ Договор заключен ДО изменения налогового законодательства 2️⃣Изменения законодательства создали новую налоговую обязанность, у налогоплательщика (поставщика) возникает обязанность уплаты НДС при исполнении договора (включение операции в облагаемые или повышение ставки НДС) 3️⃣Покупатель не имеет права на налоговый вычет 4️⃣Стороны не адаптировали договорные отношения: не изменили цену договора , или не расторгли договор в соответствии с ГК РФ, или при заключении договора заранее не предусмотрели условия об урегулировании взаимодействия сторон в связи с изменениями налогового законодательства ⬇️⬇️⬇️⬇️⬇️⬇️⬇️⬇️⬇️⬇️⬇️⬇️ Применяется расчетный метод исчисления НДС Налог исчисляется исходя исключительно из стоимости, указанной в договоре (без автоматического увеличения). Никакой доплаты — только расчётный метод от цены в договоре. 📎 Берите на заметку Если работаете с контрагентами, у которых нет вычета по НДС, а налоговые условия могут поменяться, то лучше сразу прописывать в договоре пункт о том, что «а если НДС введут/повысят, то делаем так...», а иначе НДС будете платить вы из своей маржи.