Доброго времени, друзья. Ночью привозят женщину 75 лет. Со слов бригады СМП дочь пациен...
Доброго времени, друзья. Ночью привозят женщину 75 лет. Со слов бригады СМП дочь пациентки обратила внимание на спутанность сознания у мамы, судороги в руках. Пока ехала скорая, появилась рвота. При поступлении у больной имеет место оглушение (реагирует, но путается в ответах на вопросы), продолжающаяся рвота. При этом явных признаков инсульта (асимметрия лица, нарушение речи, слабость в конечностях и др.) нет. В анамнезе гипертоническая болезнь, хроническая сердечная недостаточность. Но пациентка не помнит, какие препараты принимает, а дочь не знает, так как постоянно с мамой не живёт. При этом уточнила, что в аптечке у матери есть десятки упаковок, но что из этого она принимает, а что нет - не знает. Ну что, давайте обследовать. ЭКГ в норме, глюкоза крови 8.5 ммоль/л - выше нормы, но клинически роли не играет, так как такое повышение не даст симптомов. Соответственно, вариант с глюкозой отметаем. АД 90/60 мм рт ст - низковато для пациентки 75 лет с гипертонией в анамнезе, но у неё рвота, жидкость теряется, в общем, пока нам это ничего не даёт. Пульс 64, тоже без криминала, но странновато, должно быть выше. Сатурация 98% - дышит хорошо. В клиническом анализе крови отклонение только по гемоглобину - 100 г/л. Опять же, легкая анемия есть, но такой яркой симптоматики не даст - проблема в чем-то другом. КТ головного мозга чистая. В биохимическом анализе крови всё хорошо за исключением уровня натрия - 110 ммоль/л. А вот это падение критическое и объясняет все симптомы. В науке такое состояние называется гипонатриемия. Госпитализируем больную, восполняем дефицит натрия. Остается вопрос, куда делся натрий? Точного ответа у меня на него нет. Но есть очень вероятная и правдоподобная версия. Нам всё-таки удалось узнать, что пациентка принимала на постоянной основе гидрохлортиазид - диуретик, усиливающий выведение натрия. В случае бесконтрольного приема, нарушения дозировок или при предрасположенности, гипонатриемия вполне себе может развиться. Тем не менее, наверняка утверждать, что повлияло именно лекарство, мы не можем, но иных версий для данной пациентки нет. Да и ситуация с гипонатриемией на фоне приема мочегонных препаратов не уникальна. Такой вот случай.