За что и в каких случаях налоги должны платить даже несовершеннолетние: свежее разъясне...
За что и в каких случаях налоги должны платить даже несовершеннолетние: свежее разъяснение ФНС Кажется логичным, что ребенок не должен платить налоги до совершеннолетия. Вот только в НК РФ никакого общего освобождения по возрасту нет. Если на несовершеннолетнего оформлена квартира, земля, машина или он получает определенный доход, налоговые обязанности возникают практически так же, как у взрослого. Об этом недавно вновь напомнили в Налоговой. За что ребенку вообще могут начислить налог? Самая распространенная ситуация — недвижимость. Если ребенку принадлежит квартира, комната, дом, гараж или даже небольшая доля в них, он является плательщиком налога на имущество. Причем неважно, сколько ему лет — 17, 7 или вообще несколько месяцев. Такое часто происходит, например, когда ребенку выделяют долю в квартире после использования материнского капитала, он получает недвижимость в наследство или ему ее дарят. Если ребенку принадлежит земельный участок или доля в нем, появляется земельный налог. А если на него зарегистрировано транспортное средство — транспортный. Но как маленький ребенок должен платить налог? Сам он этого делать, разумеется, не обязан. Несовершеннолетние участвуют в налоговых отношениях через законных представителей — родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Поэтому именно взрослым нужно следить за уведомлениями и вовремя перечислять налог за имущество ребенка. И здесь есть одна неочевидная проблема: налог ребенка не добавляется автоматически в уведомление родителя. То есть если у родителей есть квартира и машина, а ребенку принадлежит доля еще в одной квартире, начисление за эту долю может существовать отдельно. Можно подключить в личном кабинете ФНС функцию «Семейный доступ». После подтверждения аккаунта ребенка родитель сможет видеть его начисления и оплачивать их из своего кабинета. Напомню, что в 2026 году имущественные налоги за 2025 год нужно заплатить не позднее 1 декабря. А если имущество ребенку подарили? Тут может появиться уже второй налог — НДФЛ. Если, например, бабушка подарила внуку квартиру, налог на доход платить не нужно: подарки между близкими родственниками от НДФЛ освобождены. А вот если недвижимость, автомобиль, акции, долю или пай подарил человек, который близким родственником по закону не считается, может возникнуть обязанность задекларировать доход и заплатить НДФЛ. Например, родная тетя для этих целей близким родственником не считается. Сам налог опять же фактически рассчитывают и уплачивают родители или другие законные представители ребенка. А при продаже квартиры ребенка? Несовершеннолетний также может быть плательщиком НДФЛ. Например, если принадлежавшую ему долю в квартире продали до истечения минимального срока владения и для дохода нет освобождения. Возраст сам по себе от налога не спасает. При этом ребенок имеет те же налоговые льготы и вычеты, что и взрослый собственник. Например, при продаже жилья можно учитывать предусмотренный законом имущественный вычет, а некоторые семьи с двумя и более детьми при соблюдении специальных условий вообще освобождаются от НДФЛ при продаже жилья. То же самое касается других налогооблагаемых доходов ребенка — например, если принадлежащую ему квартиру сдают в аренду.