Утилизационный сбор: списывается ли он через банкротство?
Утилизационный сбор: списывается ли он через банкротство? Увидел новость о том, что водитель подал жалобу в КС из-за начисления миллионного утильсбора. 💡Суть проблемы: Расчёт повышенного сбора вместо льготного стал массовым, но суды не встают на сторону граждан, говорят юристы. Мне стало интересно: может ли утилизационный сбор быть списан через процедуру банкротства? 📌Коротко: что такое утилизационный сбор Это обязательный платёж, который взимается при ввозе автомобиля в Россию. Важно — он не является ни налогом по НК РФ, ни таможенным платежом. При этом сбор отнесён к неналоговым доходам федерального бюджета. 💰Включается ли утильсбор в реестр требований кредиторов банкрота? Ст. 2 Закона о банкротстве определяет «обязательные платежи» как налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Утилизационный сбор соответствует этому определению, следовательно, подлежит включению в реестр. ❓Подлежит утильсбор списанию через банкротство? Перечень долгов, которые не списываются при завершении банкротства физического лица, установлен п. 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве. Утилизационного сбора там нет. Следовательно, при добросовестном поведении должника он списывается в общем порядке. 🏛Примеры из практики Дело № А63-4107/2025 — из Решения суда о введении процедуры банкротства следует, что: Основанием для обращения должника в суд явилось наличие у него неисполненных обязательств перед кредиторами в общей сумме 3 337 424,37 руб. Указанная задолженность, согласно заявлению, возникла в результате неисполнения должником принятых на себя обязательств в рамках заключённых кредитных договоров с различными кредитно-финансовыми учреждениями, а также перед федеральным бюджетом за неисполнение обязанности по уплате утилизационного сбора. 🔗Процедура завершилась полным освобождением должника от обязательств: Определение от 25.12.2025. Дело № А15-11413-1/2023 — аналогично, из Решения суда о введении процедуры банкротства следует, что: Как видно из заявления должника и материалов дела, Должник. имеет задолженность по обязательным платежам (утилизационный сбор) перед УФНС России по РД в размере 1 092 829,98 руб. При этом согласно карточке данного дела о банкротстве — УФНС (хоть и не налог, но включается в реестр ФНС) была единственным кредитором. 🔗Определением от 18.10.2024 процедура была завершена полным освобождением от долгов. ‼️Возможные риски Казалось бы — звучит как план? Но есть один риск: если автомобиль реализуют с торгов, то могут начислить утилизационный сбор уже в качестве текущего платежа (если я верно понимаю специфику начисления — могу ошибаться). А задолженность по текущим платежам сохраняется. Но вот если удастся исключить автомобиль из конкурсной массы, то тогда получится, что должник и с автомобилем останется, и долг по утильсбору спишет. Ну и, безусловно, следует учитывать, что при большом желании такое поведение должника могут назвать недобросовестным, и тогда ничего не спишут. Прочёл в законе